Мнение
16 августа 2024
Защита прав налогоплательщика на допросе свидетеля
Допрос свидетелей давно стал неотъемлемой частью налоговых проверок. Контролеры используют различные хитрости, стремясь получить необходимые им показания, но не всегда корректным образом проверяют эти показания. Между тем, несмотря на то что свидетельские показания являются одним из основных доказательств в налоговой проверке, они могут быть недостоверными из-за состояния памяти свидетеля, его неприязни или, наоборот, расположения к проверяемому налогоплательщику. В результате налогоплательщику приходится тратить усилия и время на доказывание.
Чтобы решить эту проблему, можно предоставить налогоплательщику право присутствовать на допросе свидетеля. Согласно подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ, налогоплательщик имеет право присутствовать при проведении выездной налоговой проверки, без каких бы то ни было ограничений. Это означает, что налогоплательщик может присутствовать на всех мероприятиях налогового контроля.
Присутствие налогоплательщика на допросе свидетеля позволяет ему лично убедиться в полноте показаний. Он может задавать вопросы свидетелю, обращать внимание проверяющих на важные аспекты и высказывать свои замечания. Это дает ему возможность влиять на ход и результаты допроса, защищая свои права и законные интересы.
Кроме того, участие налогоплательщика на допросе позволяет проверить достоверность показаний, выявить ложные или неточные утверждения свидетеля и исключить их из рассмотрения.
Обеспечение права налогоплательщика присутствовать на допросе также важно потому, что показания свидетеля могут быть ключевым доказательством в деле, и их изменение в суде не редкость.
Несмотря на то что подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ дает налогоплательщику право присутствовать на выездной налоговой проверке без специального разрешения, налоговые органы не всегда осознают этот факт, а само право не обеспечено соответствующей обязанностью.
Еще в 2015 году Минфин России указал на невозможность присутствия налогоплательщика при допросе свидетелей (письмо Минфина России от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796). Аналогичная позиция отражена и в письмах ФНС России от 17.08.2020 № ЕА-4-15/13203@ и от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@ (п. 16). В судебной практике можно привести соответствующее постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.02.2020 по делу № А29-1607/2019, в котором поддерживается эта точка зрения. Однако такой формальный подход, безусловно, вызывает вопросы у специалистов.
Установление соответствующего правила в законе значительно облегчило бы жизнь и налогоплательщику, и налоговым органам. Время от времени возникают ситуации, которые нельзя решить с помощью существующих норм права. Поэтому отказывать налогоплательщику в удовлетворении его запроса из-за несовершенства регулирования нельзя признать разумным. Наоборот, налоговые органы должны инициировать присутствие налогоплательщика и создавать соответствующие условия, соответствуя стандартам процессуальной справедливости.
По мнению юристов «Грозов и партнеры», НК РФ не должен подробно регулировать каждую ситуацию, связанную с присутствием налогоплательщика на допросе свидетеля. Это указание излишне ввиду того, что подп. 8 п. 1 ст. 21 НК РФ являет общей нормой прямого действия, которая содержит в себе все возможные случаи. Согласно ст. 22 НК РФ, инспекция обязана обеспечить право налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля.
В административных процедурах, так же, как и в судебном процессе, главная цель — установить правдивую картину произошедшего. В связи с этим требуются достоверные доказательства. Односторонний подход к допросу свидетелей может создать иллюзию полноты расследования, тогда как интересы налогоплательщика могут быть проигнорированы. Поэтому, если проверяющие действительно заинтересованы в определении обстоятельств дела, им важно обеспечить налогоплательщику возможность присутствовать на допросе свидетеля и активно участвовать в этом процессе.
В соответствии с п. 6 ст. 95 НК РФ, сотрудник налогового органа обязан не только пригласить проверяемого для обсуждения возможности проведения экспертизы, но и проинформировать его о данном решении и разъяснить его права, которые указаны в п. 7 той же статьи. Эти действия фиксируются в протоколе.
По-видимому, аналогичные меры должны быть приняты для обеспечения права налогоплательщика присутствовать на допросе свидетеля. В связи с этим требуются изменения в ст. 90 НК РФ, которые бы обязывали налоговый орган информировать налогоплательщика о месте и времени проведения допроса свидетеля. Право на присутствие при выездной налоговой проверке также требует дополнительных гарантий.
Такой подход соотносится с принципом процессуальной экономии, который оптимизирует использование процессуальных средств, временных и трудовых ресурсов, является универсальным и распространяется как на судебные, так и на административные процедуры. В постановлении КС РФ от 20.10.2015 № 27-П отмечено, что применение этого принципа помогает избежать излишнего расходования ресурсов судебной власти и обеспечивает быстрое предоставление судебной защиты участникам процесса. Таким образом, КС РФ подчеркнул важность своевременного или скорейшего предоставления защиты для лиц, участвующих в процессе.
Право налогоплательщика на предъявление ходатайств о дополнительных мерах налогового контроля, таких как допрос свидетелей, осмотр помещений и территории, оставляет некоторые аспекты малоизученными. Однако существующий законный интерес налогоплательщика обосновывает возможность подачи соответствующих ходатайств, которые, в свою очередь, подлежат рассмотрению компетентными налоговыми органами.
Несмотря на отсутствие прямого правового основания, законный интерес налогоплательщика на проведение подобного рода ходатайств имеет свою правовую обоснованность, вытекающую из соответствующих нормативных актов, включая, например, п. 2 ст. 45 Конституции РФ.
На основании вышесказанного, налоговая инспекция обязана тщательно рассмотреть подобные ходатайства и предоставить обоснованный ответ на них. В случае отказа инспекция обязана предоставить обоснование такого решения, а налогоплательщик имеет право на обжалование этого решения в судебном порядке.
Принятие соответствующих законодательных изменений поможет устранить правовые неопределенности и обеспечить эффективную защиту прав и законных интересов налогоплательщика.
Адрес офиса
Звоните нам по любым вопросам
Или пишите
г. Москва, 1-я Тверская-Ямская улица, д. 12, пом. 2/1
+7 (499) 390 77 99
info@grozovlegal.ru
ООО «ГРОЗОВ И ПАРТНЕРЫ»
ИНН 9703046647
КПП 771001001
ОГРН 1217700416230
© 2024
Политика конфиденциальности